Новости

Что такое диагностика автомобиля и что с ее помощью можно узнать?

Доступные сегодня автомобили по сути являются такими мобильными компьютерами. Просто в них полно блоков управления, каждый из которых отвечает за что-то другое. Но когда что-то идет не так, возникает проблема — водитель часто не может определить, что не так. Но машина как таковая обычно это знает или, по крайней мере, способна вести опытного механика. Помимо профессиональных знаний, для этого требуется самодиагностика.

Что такое диагностика автомобиля

Самодиагностика используется для того, чтобы автомеханики могли обнаружить проблему. Фактически это способ подключения к блоку управления извне и получения от него информации об ошибках. С появлением цифровых технологий и бортовых компьютеров производители автомобилей стали использовать проприетарные разъемы. Это был, попросту говоря, довольно беспорядок. Если его и можно с чем-то сравнить, то примерно с началом тысячелетия, когда мобильные телефоны были на пике популярности.

В то время у каждого производителя был свой разъем для зарядки и предназначенное для него зарядное устройство. Чтобы было не так просто, даже в рамках одного бренда часто выпускалось несколько серий мобильных телефонов, которые могли отличаться именно разъемами для зарядки. Со временем обнаружилось, что это не совсем идеальное решение, и сегодня мы фактически используем три разъема (USB-C, Lightning и незначительно Micro-USB).

Один разъем для самодиагностики

Аналогично разработаны и диагностические разъемы (разъемы). В конце 1990-х производители автомобилей поняли, что, может быть, было бы неплохо все это унифицировать и сохранить работу себе и автомеханикам. Таким образом, стандарт OBD2 (бортовая диагностика) используется с начала тысячелетия. Он по существу объединил предыдущие системы в одну или две. Чтобы сделать мир не совсем идеальным, используются EOBD (европейская OBD) и JOBD (японская OBD).

На практике это означает, что диагностический компьютер можно подключить к любому автомобилю, продаваемому в Европе, через один прямоугольный разъем с 16 контактами. Розетка чаще всего находится где-то в салоне, в кабине водителя, обычно под рулем, или между рулевой колонкой и дверью. В основном под пластиковой крышкой.

Проблема иногда с формой раструба, которую некоторые производители делают разной и решается это уменьшением. Чтобы не приходилось где-то в салоне бродить провод, подключенный к ноутбуку или диагностическому прибору, часто используется разъем с Bluetooth , который связывается по беспроводной связи с компьютером, диагностическим компьютером или даже мобильным телефоном.

Что покажет диагностика автомобиля?

Основой того, что обнаруживает самодиагностика, являются  данные автомобиля, то есть производитель, VIN, номер прошивки и тому подобное. Немного интереснее память неисправностей. Там хранятся случайные и регулярно повторяющиеся неисправности. Еще одна вещь, которая интересует автомехаников, это значения с датчиков и сенсоров. По ним можно косвенно прочитать, что не так или к какой неисправности приближается. Например, более низкое значение открытия клапана EGR указывает на то, что чистка этого компонента может быть нецелесообразной, поскольку клапан не может полностью закрыться из-за отложений сажи. Другой вариант - частично изменить вещи. Таким образом, можно стереть память ошибок, а также сбросить автомобиль к заводским настройкам.

Получить диагностику для такого домашнего гаражного обслуживания может быть и не плохой идеей, но нужно немного уметь с ней обращаться и знать связи, зависимости и процессы, происходящие в машине. Самые дешевые устройства, которые подключаются через Bluetooth к мобильному телефону, стоят несколько сотен гривен. Более дорогие и профессиональные диагностики стоят порядка тысячи гривен и их функционал обычно ограничивается, скажем, одной заботой. Но они больше предназначены для автомастерских.