Новости

Что нужно знать о водяном насосе (помпе)?

Водяной насос - это небольшое открытое устройство, которое нагнетает охлаждающую жидкость и обычно приводится в движение ремнем. В зависимости от выбора разработчика водяной насос обычно приводится в действие ремнем ГРМ, цепью или поликлиновым ремнем, который также приводит в движение другие вспомогательные агрегаты. В редких случаях электроприводом. С другой стороны, водяной насос очень часто является элементом системы привода ГРМ и поэтому его регулярно заменяют, даже если в этом нет необходимости. Но есть ли в этом смысл?

Нужно ли заменять водяной насос с ГРМ?

Водяной насос представляет собой очень простое устройство, состоящее из корпуса, крыльчатки, установленной на подшипнике, и общего вала с ведущим колесом. В настоящее время используются роторы, установленные в корпусе на двух подшипниках, согласованные с нагрузками, действующими на ротор и ведущее колесо. Эти подшипники герметичны и, вопреки некоторым мнениям, не нуждаются в иной смазке, кроме собственной. Дело в том, что жидкость одновременно охлаждает и смазывает торцевое уплотнение водяного насоса (динамическое уплотнение). Кроме того, инжинерами предусмотрены соответствующие материалы кулера и рабочего колеса жидкостного насоса. Состав теплоносителя изготовлен таких способо чтобы защитить эти компоненты от коррозии. Пластиковые роторы используются все больше и больше. Обычная вода может очень быстро разрушить металлическое рабочее колесо насоса из-за коррозии. Уплотнения между насосом и блоком также подвергаются воздействию охлаждающей жидкости, чаще всего в виде уплотнительного кольца или бумажных, силиконовых прокладок.

Таким образом, остается вопрос, может ли водяной насос сломаться? Фактически, если в системе охлаждения нет нужной охлаждающей жидкости, насос не может выйти из строя, если он не имеет производственного брака. В правильно обслуживаемом автомобиле насосу очень сложно перестать работать, т.е. качать жидкость в системе. Это произойдет раньше в автомобилях с электронасосом, контроллер или привод которого могут попросту сгореть или сломаться. Тем не менее, всегда рекомендуется заменять водяной насос на новый при замене ремня ГРМ или ремня вспомогательного оборудования. Почему?

 

Поскольку водяной насос является одним из шкивов, он может остановиться из-за выхода из строя подшипника и повредить двигатель. Механик не может оценить техническое состояние подшипников в насосе и, следовательно, не может считать насос исправным. Единственное, что определить несложно - это утечка из насоса, т.е. состояние уплотнений. После снятия водяной насос ставить больше не стоит, но стоит вынуть его, чтобы проверить. Можно обнаружить не только поврежденный ротор, но, например, большое загрязнение выпускного канала, которое вызывает снижение эффективности системы охлаждения или сильную коррозию, что может указывать на проблему с жидкостью.

Срок службы водяного насоса обычно находится в диапазоне, предписанном для срока службы привода ГРМ, или выше. При замене привода ГРМ всегда стоит заменять водяной насос, если он приводится в движение ремнем ГРМ или цепью. Однако в случае ременной передачи замените насос в соответствии с рекомендациями производителя. До тех пор нет опасений, что насос может выйти из строя или износиться, но только если используется правильная охлаждающая жидкость и ее регулярная замена.

Повреждение насосов охлаждающей жидкости

Вопреки внешнему виду, практика СТО АВТОКОМ позволила наблюдать множество различных типов отказов жидкостных насосов, и они обычно являются причиной неподходящей или очень загрязненной охлаждающей жидкости. Обычно это приводит к повреждению механического уплотнения, которое проявляется вначале утечкой жидкости из системы охлаждения, точнее, через насос или через сливное отверстие в насосе. Часто шум от динамического уплотнения возникает до разрушения насоса, но его трудно заметить. Любые загрязнения на корпусе насоса, коррозия или следы, которые невозможно удалить, должны указывать на проблемы в охлаждающей жидкости.

Часто проблемы возникают из-за неправильной установки водяного насоса. Плохое натяжение приводного ремня или его неправильная центровка обычно приводит к повреждению подшипников крыльчатки жидкостного насоса, что может даже привести к заклиниванию и заклиниванию или контакту крыльчатки насоса с корпусом. Повреждение ротора или динамического подшипника также может быть результатом использования уплотнительных паст во время сборки. Такие пасты использовать нельзя.

Задача водяного насоса, а точнее насоса охлаждающей жидкости, очень проста. Насос обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения. В наиболее распространенных автомобильных конструкциях с синхронизацией с ременным приводом водяной насос является одним из компонентов синхронизации. Интервал замены системы ГРМ составляет, в зависимости от рекомендаций производителя, от 60 до 160 тысяч километров и редко случается, что насосы в этой конфигурации выходят из строя - их просто профилактически заменяют вместе с ремнем, направляющими и натяжными роликами и т. д. Иная ситуация в автомобилях, где насос не приводится в действие тем же ремнем, что и система ГРМ. Такие насосы обычно более надежны, ведь в большинстве случаев они рассчитаны на весь срок эксплуатации автомобиля.

Наиболее частое повреждение водяных насосов связано со снижением эффективности системы охлаждения (из-за повреждения компонентов насоса) и проявляется в быстром повышении температуры охлаждающей жидкости и перегреве двигателя, часто также в шуме. Насосы часто страдают утечками, связанными с повреждением уплотнений - здесь симптомы очевидны - потеря охлаждающей жидкости и пятно жидкости на парковочном месте. Насосы с электроуправлением - это отдельная тема - о неисправности будет свидетельствовать повышенная температура охлаждающей жидкости, а также сообщение бортовой системы диагностики.

Длительная поездка с поврежденной водяной помпой приводит к перегреву двигателя и, как следствие, к его заклиниванию и разрушению, поэтому нельзя игнорировать резкие перепады температуры.

При выборе насоса стоит порекомендовать известных производителей, которые поставляют свою продукцию для первой сборки на автозаводы: Airtex, Aisin, Dolz, FAI, Magneti Marelli, Hepu, Pierburg, SKF, Ruville, Sasic, Valeo или Vemo. Мы также продаем только высококачественные насосы в наборах ГРМ, подписанных логотипом: Contitech, Dayco, Gates, INA или SWAG.