Новости

Что мне нужно знать о вентиляторах радиатора?

Для чего нужен вентилятор радиатора?

Вентилятор радиатора способствует передаче тепла за счет увеличения скорости воздушного потока через радиатор. Вентилятор обычно устанавливается в осевом направлении к транспортному средству, что означает, что воздух течет вдоль продольной оси движения автомобиля. Различают тянущие и толкающие вентиляторы, что напрямую выражается в способе их крепления к так называемому "телевизору" автомобиля. Толкающий вентилятор расположен перед радиатором (между воздухозаборником и радиатором) и проталкивает воздух через радиатор в сторону двигателя. Вытяжные вентиляторы, гораздо более распространенные, размещаются за радиатором (между радиатором и двигателем) и тянут воздух перед радиатором в сторону двигателя. Различие между толкающими и тянущими вентиляторами важно, поскольку у них есть лопасти, форма которых соответствует их функциям. Конечно, вы можете подключить двигатель толкающего вентилятора и наоборот, и он будет выполнять тянущую функцию, но он будет менее эффективен, чем классический тянущий вентилятор.

Что такое вентилятор в сборе?

Вентилятор обычно является только основным компонентом так называемого вентиляторный агрегат, который в первую очередь состоит из его привода, а также специального зажима (крышки), который направляет поток и предотвращает рассеивание воздуха, устремившегося вентилятором. Всё это крепится к радиатору или к корпусу, находящемуся рядом.

 

Типы приводов вентилятора

Хотя сами вентиляторы различаются по форме и размеру, а также по материалу, из которого изготовлены их лопасти, существует больше различий в типах привода вентиляторов. Первым делом нужно разделить приводы на механические и электрические. В первом случае вентилятор устанавливается на один из шкивов (чаще всего на приводе водяного насоса), приводимого ремнем вспомогательных агрегатов. Дальше мы имеем дело только с вытяжным вентилятором, потому что он находится между радиатором и двигателем. Второй тип привода - электрический, независимый от двигателя внутреннего сгорания, в котором ротор вентилятора приводится в движение электродвигателем. Сегодня более распространенным решением является электропривод.

В механических приводах существует несколько различий в типе системы активации вентилятора, поскольку она не всегда должна работать, и поэтому вентилятор не всегда должен вращаться вместе с двигателем. Поэтому требуется муфта, которую можно разделить на несколько наиболее распространенных типов: гибкая механическая муфта, электромеханическая и вязкостная муфта, самые популярные из всех, часто соединяемые непосредственно с валом крыльчатки водяного насоса.

В приводе вентилятора с вискомуфтой лопасти всегда приводятся в движение работающим двигателем, но из-за проскальзывания муфты они вращаются свободно и, следовательно, медленнее, не выполняя слишком много работы. По мере увеличения температуры воздуха, обтекающего муфту, температура вязкого силиконового масла внутри корпуса муфты увеличивается, что приводит к систематическому увеличению скорости вращения и, в то же время, крутящего момента на муфте. Это приводит к работе вентилятора. Также случается, что скорость увеличивается за счет увеличения количества жидкости в муфте, поток которой регулируется биметаллической пружиной, действующей в результате повышения температуры. Увеличение количества жидкости приводит к постепенному включению муфты и увеличению крутящего момента вентилятора.

Электропривод вентилятора

Термовыключатель часто является причиной выхода из строя вентилятора

В настоящее время очень часто используется электропривод, полностью независимый от работы двигателя, позволяющий вентилятору работать даже после остановки двигателя. В целом электрическая схема такого вентилятора в сборе очень проста. Вентилятор обычно включается термовыключателем, то есть простым датчиком, который замыкает электрическую цепь под воздействием определенной температуры. Он размещается в радиаторе или в одном из шлангов системы охлаждения . Когда охлаждающая жидкость, протекающая вокруг термовыключателя, достигает соответствующей температуры, электродвигатель начинает работать. Двигатели довольно часто имеют более одной скорости, поэтому при дальнейшем повышении температуры включаются скорости вентилятора. да простая схема позволяет очень быстро и легко провести общую диагностику цепи, отсоединив два провода от термопары и замкнув их. Если вентилятор, который раньше не работал, запускается после перемычки, это означает отказ термовыключателя. Если он не включается, это означает, что, возможно, термовыключатель исправен, а двигатель или электрическая цепь вышли из строя.

Симптомы и причины выхода из строя вентилятора

Наиболее частым признаком неисправности вентилятора является повышение температуры охлаждающей жидкости, особенно при движении с низкой скоростью или на стоянке. Также бывает, что вентилятор с электроприводом эффективно работает только на второй или третьей передаче и включается, когда температура жидкости уже слишком высока.

Другие неисправности, такие как механическое повреждение лопастей вентилятора (у внедорожников) или износ подшипников оси вентилятора, возникают реже. О поломке вязкостной муфты свидетельствует высокий шум при работе, вентилятор не запускается или вращается со скоростью, равной частоте вращения двигателя. Простой способ проверить сцепление - выключить вентилятор при выключенном холодном двигателе. После этого ротор должен вращаться без заметного сопротивления. С другой стороны, когда двигатель горячий, ротор должен вращаться с большим сопротивлением.

В случае поломки вентилятора сломанные компоненты заменяются новыми. Электродвигатели, конечно, можно ремонтировать. Не рекомендуется использовать заменители от других моделей автомобилей из-за другого диаметра или формы лопастей ротора. На рынке вы также найдете универсальные электрические вентиляторы, которые можно использовать, но вам необходимо обладать соответствующими знаниями или основываться на опыте.

В современных автомобильных конструкциях вентиляторы управляются должным образом - с помощью термовыключателя или специального контроллера в более совершенных конструкциях. Вентилятор приводится в движение электродвигателем с регулируемой скоростью или напрямую от двигателя через вискомуфту.

 

Физические повреждения вентиляторов возникают относительно редко - чаще всего из-за столкновения с грязью и т. д. Наиболее частая причина выхода из строя - повреждение привода вентилятора или его управления. Это проявляется быстрым повышением температуры охлаждающей жидкости и превышением допустимого диапазона температуры.

На многих интернет-форумах можно найти советы и рекомендации, как самостоятельно отремонтировать привод вентилятора радиатора - это довольно временное и краткосрочное решение. Также стоит отметить, что неисправный вентилятор радиатора также снижает эффективность работы системы кондиционирования.